Главная » Статьи » СТРЕЛЬБА

Специальная подготовка стрелка-спортсмена
ГЛАВА III
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА
Содержание

Решающим условием всестороннего развития человека является активное взаимодействие его с окружающей средой. Важнейшим средством совершенствования человека являются физические упражнения, спортивная тренировка. В ответ на целенаправленную спортивную тренировку организм спортсмена реагирует соответствующими специальными приспособительными изменениями своих функций.

Специализированный комплекс свойственных стрелковому спорту знаний, прочно усвоенных умений, т. е. способности правильно управлять действием, сосредоточивать внимание на способах его выполнения, и навыков - двигательных действий, способы выполнения которых осуществляются автоматизированно, т. е. не требуют специально направленного на них внимания, формирует специальные качества стрелка-спортсмена. Определение ведущих специальных качеств является исходным положением для разработки методики их формирования и совершенствования.

Эффективность методики обусловлена применением и творческой специализацией основных общих и специальных дидактических принципов обучения и воспитания спортсмена.

Принципы обучения - это основные теоретические положения, в соответствии с которыми решаются конкретные вопросы содержания, организации и методики обучения и воспитания.

Основными принципами обучения являются: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности и принцип прочности. На успех обучения можно рассчитывать лишь в том случае, если тренер соблюдает все дидактические принципы в правильном их сочетании и в определенной системе.

Поскольку спортивная тренировка является процессом педагогическим, в ней находят применение общие принципы обучения и воспитания, составляющие основу специфических принципов тренировки спортсмена.

Принципы спортивной тренировки

Спортивная тренировка - это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, который направлен на достижение высоких спортивных результатов.

Теория физического воспитания предусматривает следующие специальные принципы спортивной тренировки: принцип углубленной специализации тренировочного процесса, принцип единства общей и специальной подготовки, принцип непрерывности, повторности и вариативности тренировочного процесса, принцип оптимально повышенных нагрузок, принцип цикличности тренировочного процесса. Перечисленные принципы тренировки в полной мере относятся и к стрелковому спорту.

Принцип углубленной специализации тренировочного процесса предусматривает формирование и совершенствование специальных физических, технических, тактических и психологических качеств, знаний, умений и навыков. Высокая степень их развития и согласования определяет состояние спортивной формы спортсмена.

Стрелки высокого класса обладают свойствами, которые следует считать "стрелковыми" ведущими качествами:

- высокой точностью воспроизведения движений и положений тела при изготовке к стрельбе;
- тонкой координацией мелких движений системы "стрелок-оружие", обеспечивающей достаточно длительную ее устойчивость при производстве выстрелов;
- способностью тонко дозировать усилие нажима пальца на спусковой крючок;
- выносливостью к длительным статическим нагрузкам;
- способностью управлять своим состоянием и поведением в возбуждающей обстановке соревнований.

Взаимосвязанный комплекс перечисленных основных специальных качеств является решающим для обеспечения высоких результатов в стрельбе. Поэтому все методические средства тренировки должны быть направлены на их развитие.

Наблюдения и объективные методы регистрации показали, что некоторые лица, не занимающиеся пулевой стрельбой, обладают отдельными "стрелковыми" качествами. Их выявление у новичков можно использовать как важные критерии при отборе перспективных стрелков.

Практика стрелкового спорта выработала содержательные методы и способы подготовки стрелка, но эти средства имеют серьезный недостаток. Они ограничены лишь кругом стрелковых упражнений.

Существующая методика тренировки стрелка, основанная только на стрельбе, т. е. за счет так называемого "натаскивания" спортсмена, ограничивает его функциональные возможности для достижения высокого уровня показателей. Учитывая исключительно высокие требования, предъявляемые к современному стрелку-спортсмену, одних только этих средств тренировки недостаточно.

Развитие необходимых стрелку качеств обеспечивается общей физической подготовкой (ОФП) и специальной физической подготовкой (СФП). Средствами СФП являются, прежде всего, основные упражнения (стрелковые) или их элементы, а также специально подготовительные (подводящие) упражнения.

При подборе средств тренировки следует учитывать, какие возможности они содержат и в каком виде их использовать, принимая во внимание основные оперативные и перспективные учебные задачи данного этапа подготовки, квалификацию спортсмена, его физические и психологические возможности, индивидуальные особенности.

Методика развития специальных качеств характеризуется некоторыми особенностями. Как правило, сочетание физических нагрузок с ювелирной точностью действий по производству выстрелов находится во взаимном противоречии. Например, совершенствование выносливости к статическим нагрузкам "загрубляет" тонкие координационные функции двигательной системы. Решение таких задач возможно только при использовании разнообразных форм и методов тренировки стрелка на различных этапах подготовки. Так, выносливость к статическим нагрузкам должна повышаться главным образом в начале подготовительного периода тренировки путем последовательного применения специальных упражнений на длительность удерживания различного по весу оружия сначала без уточнения, затем с некоторым уточнением по экрану и т. п. Основные же задачи по выработке навыков наводки оружия, устойчивого его удерживания и согласованности со своевременным, но смещающим оружие нажатием на спусковой крючок, решаются во второй части подготовительного и в соревновательном периодах.

О нагрузке. Термин "нагрузка" в стрельбе имеет свою специфическую окраску, которую необходимо учитывать. Нагрузка должна рассматриваться с двух основных сторон: как физическая и психофизиологическая. Физическая нагрузка при стрельбе связана прежде всего с устойчивым удерживанием тела и оружия длительное время в определенном положении. Психофизиологическую нагрузку следует рассматривать, в свою очередь, в двух аспектах - это сенсомоторная нагрузка, связанная с высокой точностью ощущений и восприятий, обеспечивающих согласованность различных действий спортсмена, и соревновательная нагрузка, учитывающая эмоциональное напряжение стрелка и связанные с ним физиологические реакции организма (нервно-мышечную, сердечно-сосудистую и др.).

Многие повышают нагрузку, увеличивая количество выстрелов. Однако в данном случае следует определить, о какой нагрузке идет речь. В условиях свободной тренировки без учета результатов стрельбы увеличение количества выстрелов (времени удерживания винтовки) повысит главным образом физическую нагрузку. Если при этом стрелок сосредоточит внимание на уточнении положения различных частей тела, на усилии удерживания оружия и нажатии на спусковой крючок, он тем самым в значительной мере дополнит физическую нагрузку сенсорной реакцией.

При недостаточном опыте участия стрелка в соревнованиях высокая степень психофизиологической нагрузки нарушает его сенсомоторную координацию, т. е. снижается острота ощущений и точность действий. Оптимальное методическое решение заключается в трех основных направлениях: 1) в повышении сенсо-моторной координации; 2) в снижении до оптимального уровня эмоционального напряжения на соревнованиях и 3) в снижении отрицательного влияния этого напряжения на точность и координацию действий стрелка.

Единство общей и специальной подготовки является важным принципом тренировки спортсмена, служит всестороннему развитию и совершенствованию общих и специальных физических, а также морально-волевых качеств.

Общая физическая подготовка (ОФП) играет роль фундамента для спортивной специализации, развивает функциональные возможности спортсмена, обогащает его разнообразными двигательными навыками и умениями, является важным средством всестороннего развития личности. Общая подготовка тесно связана со специализацией и должна отражать ее особенности.

Задачи физической подготовки.

Стрелок-спортсмен должен обладать:

- высокой работоспособностью в условиях длительной относительной неподвижности (гипокинезии), достаточно развитой мышечной системой и выносливостью к большим статическим нагрузкам;
- умением расслаблять группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удержании тела и оружия, в то же время дозированно и избирательно напрягать и расслаблять группы мышц, обеспечивающие необходимое техническое действие;
- точностью и согласованностью движений и положений;
- быстрой и тонко координированной двигательной и зрительно-двигательной реакцией;
- хорошо развитым чувством равновесия;
- способностью быстро и достаточно полно восстанавливать свою работоспособность после больших нагрузок;
- высокой психологической устойчивостью в условиях повышенных эмоциональных напряжений на соревнованиях.

Развитие общефизических качеств. Перечисленные требования могут быть выполнены при условии высокого уровня общей и специализированной физической подготовленности спортсмена. Сила, быстрота, ловкость и выносливость - основные двигательные общефизические качества, на них опирается специальная подготовленность стрелка.

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мыщечных напряжений, двигательное качество, степень развития которого применительно к стрельбе определяет способность спортсмена устойчиво удерживать оружие в изготовке. В сочетании с выносливостью (способностью противостоять утомлению) к статическим нагрузкам, какие преобладают в стрелковом спорте, эти качества обеспечивают стабильное положение стрелка с оружием в течение времени выполнения упражнения.

Однако сама по себе большая сила стрелка не является его определяющим двигательным качеством. Подтверждением тому служат успешные выступления не отличающихся большой физической силой женщин-стрелков в составе мужских команд в стрельбе из винтовки стоя, например чемпион мира среди мужчин американская спортсменка М. Мердок и др. Что касается выносливости, то следует отметить специфическую ее форму: выносливость в длительном, устойчивом удерживании тела и оружия в изготовке - это двигательное качество является, безусловно, одним из ведущих для достижения высоких результатов в стрельбе. При удерживании оружия проявление силы не носит характера максимальных напряжений. Да это и нецелесообразно, так как излишние мышечные напряжения способствуют усилению тремора. Замеры усилий мышц кисти, применяемые при удержании оружия, показали, что стрелки сжимают рукоятку (шейку приклада) оружия преимущественно с усилиями, не превышающими 1/20- 1/10 части от их максимальной силы. Действительно, статические усилия, применяемые стрелками для удержания оружия, способствуют очень быстрому развитию процесса утомления, причем, чем больше непрерывное статическое усилие и чем оно длительнее, тем быстрее наступает утомление. Поэтому опытный стрелок практически мало напрягает мышцы и старается чередовать напряжение мышц при изготовке с их расслаблением в паузах между выстрелами.
Развитие способности стрелка от выстрела к выстрелу точно воспроизводить и длительное время сохранять усилия удерживания оружия в изготовке должно учитываться как главное специфическое направление силовой подготовки спортсмена.

Использование разнообразных упражнений в системе общей и специальной физической подготовки, направленных на выработку достаточной силы в сочетании со специальной выносливостью, повысит потенциальные возможности стрелка.

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота как двигательное качество зависит прежде всего от подвижности нервных процессов в ЦНС. Чем выше степень их подвижности, тем выше скорость двигательной реакции на какой-либо внешний раздражитель. Данное двигательное качество является базовым для проявления ловкости, т. е. способности спортсмена быстро осваивать новые движения и успешно действовать (быстро, точно, находчиво) в переменных условиях, что базируется на уравновешенности возбудительно-тормозных процессов в ЦНС.

Высокая подвижность и уравновешенность нервно-двигательных процессов имеет для стрелка очень важное значение как основная база, определяющая согласованность действий при производстве выстрела. Развитие быстроты и ловкости движений способствует повышению подвижности и уточнению нервно-двигательных процессов, что, в свою очередь, благодаря переносу качеств, обеспечит лучшую координацию действий, специфичную для стрельбы.

Из практики подготовки стрелков известно, что спортсмены, регулярно занимающиеся видами спорта, в которых ведущим двигательным качеством является ловкость, например спортивные игры, значительно быстрее осваивают навык стрельбы, чем лица, не обладающие в достаточной степени этим качеством.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений также оказывает положительное влияние и на совершенствование психологических качеств спортсмена, что для подготовки стрелка имеет очень важное значение, например, использование разнообразных средств ОФП с элементами риска, преодоления неуверенности и страха для последующего преобразования этих важных свойств применительно к психологической устойчивости стрелка.

Средства ОФП должны учитывать двигательные особенности, проявляющиеся при стрельбе, их общую направленность и структуру. Следует очень осторожно использовать в учебном процессе некоторые физические упражнения (движения), связанные, например, с проявлением силы "взрывного" характера (рывок и толчок штанги, метание некоторых снарядов), так как они по своей физиологической природе связаны с такими реакциями нервно-мышечной системы, которые применительно ко всем видам стрельбы можно считать неблагоприятными. Известно, что в основе явления положительного и отрицательного переноса двигательных навыков лежит сходство или различие в структуре действий. Учитывая специфику координации мелких движений тела спортсмена и оружия при стрельбе и необходимость управления ими для придания оружию в период производства выстрела высокой устойчивости, перечисленные средства ОФП при частом использовании обладают рядом негативных методических свойств. Однако те же и другие движения, выполняемые в медленном темпе, плавно с элементами уточнения и контроля положений, усилий, движений, можно отнести к более рациональным.

Многократный чемпион мира Г. Андерсон (США) пишет: "Сильнейшие стрелки мира разработали три основных сочетания видов тренировки. Это стрельба, стрельба и бег, тренировка "вхолостую" (без выстрела) и бег. Первый вариант заключается в стрельбе в тире, почти исключая остальные виды тренировки. Второй вариант предусматривает сочетание тренировки в тире и физическую подготовку, так как она необходима для достижения стрелком своего потенциала. Третий вариант - тренировка "вхолостую" и физическая подготовка, преимущественно бег". Г. Андерсон отдает предпочтение третьему варианту, указывая на то, что в этом случае экономятся время и средства на тренировку, оружие и патроны; лучше обнаруживаются и исправляются технические ошибки; эффективнее развиваются и психологические качества.

Однако при безусловной полезности тренировки без выстрела нельзя не учитывать необходимость регулярной стрельбы, особенно при начальной подготовке стрелка. Что касается предлагаемых средств общефизической подготовки, то один лишь бег, хотя он наиболее доступен и полезен, вряд ли позволит полноценно развить у стрелка комплекс необходимых физических качеств. Общефизическая подготовка современного стрелка высокого класса, безусловно, должна включать разнообразные средства тренировки: различные виды ходьбы и бега, гимнастику, лыжи, коньки, плавание, велосипед, спортивные и подвижные игры, охоту, рыбалку, походы, прогулки и др.

Что касается специальных подготовительных упражнений, то они должны быть максимально приближены к технике выполнения стрелковых упражнений и по своей структуре должны быть более простыми и легко выполнимыми, чем элементы основных упражнений. Из опыта подготовки сборной команды СССР известно, что применение ограниченного круга средств ОФП не позволяло добиваться заметного эффекта. Злоупотребление же ими приводит, как правило, к явному усилению ряда отрицательных явлений, в том числе к нежелательным настроениям спортсменов. Вероятно, это связано с создающимися условиями для "отрицательного переноса" навыков, что следует учитывать при планировании ОФП и СФП. Используемые методические средства должны предусматривать, кроме развития общефизических качеств, также профилактические мероприятия: определенные виды разминки перед стрельбой с целью снижения нервной напряженности спортсмена, настройки его нервно-мышечных систем на предстоящую работу, а также для нормализации состояния стрелка после стрельбы.

Таким образом, эффективность общефизической подготовки во многом зависит от рационального сочетания применяемых разнообразных средств. Важное значение имеет эмоциональный настрой во время занятий. Общеизвестно, что даже самые нудные упражнения при хорошем настроении выполняются с большим эффектом, чем в условиях негативной эмоциональной окраски.

Принцип непрерывности, повторности и вариативности.

Непрерывность. Подготовка стрелков в нашей стране представляет собой систему непрерывной, круглогодичной тренировки спортсменов с соблюдением определенной периодизации. В процессе тренировки многократно повторяются основные и вспомогательные упражнения, способствующие достижению высокого уровня общей и специальной физической, технической и других видов подготовки. В рациональной методике тренировки отражаются закономерности функциональных сдвигов и особенность восстановительных процессов организма спортсмена.

Тренировочные занятия и отдых чередуются, при этом основные тренировки проводятся при достаточном восстановлении и повышении работоспособности спортсмена. Однако увлечение "щадящим" режимом чревато таким снижением тренировочной нагрузки, при котором длительные и частые периоды отдыха не будут способствовать повышению функциональных возможностей организма стрелка. Не успев окрепнуть и стабилизироваться, в процессе длительного отдыха они утрачивают свою силу и остроту. В современном стрелковом спорте высокие результаты показывают лишь те спортсмены, которые выполняют огромный объем тренировочной работы при достаточной степени ее интенсивности.

Объем нагрузки - это общая сумма упражнений (действий), выполняемых каждым спортсменом за определенное занятие, в недельном цикле, за месяц, период и т. п.

Интенсивность нагрузки означает напряженность тренировочной или соревновательной работы и степень ее концентрации во времени. Она определяется отношением числа упражнений (действий), выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений, т. е. к объему. Интенсивность нагрузки можно измерять отношением количества времени, затраченного непосредственно на выполнение какого-либо действия, к общему объему нагрузки. Например, интенсивность точностной работы стрелка можно измерять отношением времени от момента первого касания пальцем спускового крючка до момента выстрела ко времени от начала удерживания оружия до момента выстрела.

Способом объективной регистрации объема и интенсивности нагрузки может быть хронометраж различных действий (приемов, элементов, упражнений, положений), а также занятий в целом.

Опыт выдающихся спортсменов-стрелков основывается прежде всего на чрезвычайно высокой работоспособности. Советская школа стрелкового спорта 50-60-х годов, признанная во всем мире передовой, ведущей школой, базировалась прежде всего на очень высоком объеме тренировочной и соревновательной нагрузки.

Для спортивной тренировки характерно постепенное нарастание требований, что выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые мобилизуют его на овладение все более сложных и совершенных навыков при постоянном повышении нагрузок. Однако если правило постепенного повышения тренировочной нагрузки можно считать основным для подготовки стрелков низших разрядов (до 1-го спортивного разряда), то для совершенствования спортсменов высокого класса постоянное его соблюдение ведет к непомерному увеличению тренировочной нагрузки.

Вариативность нагрузки. Если спортсмен или тренер заметят некоторую общую тенденцию к снижению результатов, слишком длительную задержку их на одном и том же уровне или снижение желания спортсменов тренироваться, - это значит необходимо что-то изменить в регламенте и содержании тренировочного процесса.

Методика совершенствования спортсмена предусматривает использование принципа вариативности нагрузок в процессе тренировки, т. е. применение различных видов, форм и средств подготовки в разнообразных комбинациях в малых и длительных циклах процесса тренировки. По-видимому, наиболее эффективным процессом подготовки спортсмена-стрелка будет такой, который предусматривает чередование большой тренировочной нагрузки с оптимальными периодами и формами отдыха, своевременное изменение содержания тренировочного процеса. Количество повторений различных или одних и тех же упражнений, а также интервалы отдыха между ними зависят от подготовленности спортсмена, его состояния и возраста, вида упражнения, внешних условий и других факторов.

В условиях преобладания длительных, наиболее утомляющих статических нагрузок использование вариативности тренировки позволит восстанавливать состояние стрелка, лучше формировать навыки точност-ной работы, развивать общие и специальные качества.

Специфичность утомления стрелка состоит в том, что в результате большой нагрузки прежде всего снижается чувствительность сенсорных систем (зрения, мышечно-суставной, вестибулярной, тактильной). Зарегистрировано, например, значительное снижение чувствительности пальца стрелка, нажимающего на спусковой крючок оружия, уже на 5-6-м нажатии, а также медленное восстановление чувствительности зрительного анализатора у стрелков-винтовочников. Поэтому в ходе тренировочной и соревновательной работы необходимо предусматривать восстановительные меры в периодах подготовки и во время стрельбы:

- между положениями, сериями, выстрелами для поддержания физической и сенсорной "свежести" стрелка. Варьировать в средствах тренировки следует за счет периодического, целесообразного изменения следующих компонентов подготовки: объема нагрузки; интенсивности; разнообразного сочетания тренировочной и соревновательной стрельбы с тренировкой "вхолостую";
- включения специальных упражнений на точность усилий, движений, положений; сочетания специальных упражнений с тренировкой без выстрела и со стрельбой; различных видов общефизической подготовки. Необходимо иметь в виду, что оптимально комбинировать различные виды подготовки и изменять нагрузки можно на основе строго индивидуального подхода с учетом особенностей психики стрелка.

Очень важно, чтобы каждая тренировка содержала что-то новое, какой-то методически значимый элемент новизны.

Различные формы и способы работы можно использовать в разнообразных вариантах организации и методики учебного процесса. Большие перспективы в этой связи открывает исследование И. С. Володиной по применению в стрелковом спорте предложенного Д. А. Аросьевым "принципа маятника" в предсоревновательном этапе подготовки стрелка. Этот принцип основан на чередовании специализированных (МЦС) и контрастных (МЦК) микроциклов в подготовке спортсмена. МЦС - это задания, представляющие собой всевозможные варианты стрельбы на результат. МЦК включают в себя тренировочные упражнения, направленные на отработку элементов техники стрельбы, занятия по ОФП, СФП и активный отдых.

В образе "маятника" отражен основной момент принципа: "Чем больше отклонение от исходного уровня в сторону увеличения S (специализации) в МЦС, тем больше последующее отклонение в сторону уменьшения S в МЦК. Происходит как бы раскачивание характера деятельности в плане S между двумя крайними, противоположными значениями". Тренеру, имеющему в своем методическом арсенале достаточно средств тренировки, используя этот принцип, нетрудно рационально построить процесс тренировки и управлять им.

Цикличность тренировки

Под цикличностью понимается повторение содержания и структуры тренировки в рамках определенных, систематически повторяющихся отрезков времени. Различают большие (годичные и полугодичные), а также малые циклы тренировки (недельные, за несколько дней). Каждый очередной цикл строится на новой основе за счет частичного обновления средств, методов и форм тренировки, а также на различном уровне тренировочной нагрузки. Наиболее вариативными должны быть "микроциклы", их эффективность определяется оптимальным изменением комплексов упражнений, количества занятий, порядка их чередования, частоты, длительности, объема и интенсивности нагрузок и отдыха. Годичный цикл обусловливается закономерностями развития спортивной формы, которая проходит фазы становления, стабилизации и временного снижения уровня. Микроциклы или "тренировочная неделя" хорошо увязываются с ритмом работы и отдыха.

Основные соревнования по стрелковому спорту проводятся круглый год с нарастанием масштаба. Завершают сезон первенство Советского Союза или Спартакиада народов СССР, а также различные международные соревнования: первенство Европы, мира и Олимпийские игры, проводимые раз в три-четыре года и др. С этим связаны четырехлетние циклы подготовки спортсменов высокой квалификации.

Календарь мероприятий на год необходимо согласовывать и координировать со спортивными организациями и ведомствами с учетом цикличности подготовки спортсменов и определенной закономерности в становлении их спортивной формы.

Нельзя требовать от спортсменов предельно высоких результатов на всех соревнованиях. Этим создаются условия для формирования подготовки стрелков в короткий период времени, чем, безусловно, снижают перспективность достижений спортсменов. Кроме упорядочения графика соревнований, выход из затруднительного положения, в которое довольно часто попадают тренеры, можно найти в создании команды с достаточным резервом спортсменов, у которых наивысшая спортивная форма планируется на различные соревнования. Во всяком случае тренер должен планировать подготовку спортсменов с учетом их регулярного участия в соревнованиях (по мнению американских тренеров Б. Пулэма и Т. Хейненкрата- 12 раз в год). Но в годовом плане следует намечать одно главное соревнование и именно к нему подводить пик спортивной формы стрелков. Остальные же соревнования следует рассматривать как вспомогательные для оперативного решения различных задач обучения и воспитания спортсменов.

Этапы подготовки стрелка

Для выбора форм и средств тренировки необходимо условно разделить весь период подготовки стрелка от начального до высшей квалификации на три этапа:

- первый этап - новичок - первый разряд;
- второй этап - первый разряд - мастер спорта;
- третий этап - мастер спорта и выше.

Об отборе стрелков. При наборе новичков в секцию полезно выявить, в какой степени у них имеются некоторые "стрелковые" задатки. Наиболее показательными и доступными являются следующие данные:

а) степень остроты зрения при прицеливании;
б) характер колебаний тела в положении стоя;
в) изменение тремора под влиянием эмоциональной напряженности.

На первом же занятии необходимо выяснить степень остроты зрения при прицеливании. Для этого нужно показать правильную картину прицеливания, закрепить винтовку в станок, навести преднамеренно "неровную мушку", например на "семерку", на 3 ч, затем предложить новичку вращением барабанчиков прицела самому передвинуть диафрагму так, чтобы наводка соответствовала по его мнению "ровной мушке". Проверить наводку. Вновь сбить ее в другую сторону и после внесения поправки проверить положение мушки. Если испытуемый три раза подряд воспроизводит однообразную картину прицеливания (может быть, и несколько неточно - с ошибкой не более 2-3 щелчков барабанчика прицела), можно сделать вывод о достаточной остроте зрения у новичка.

Далее следует ознакомить с техникой производства выстрела и мерами безопасности; научить заряжанию и разряжанию оружия; показать стрельбу из положения стоя, например, 5 выстрелов из малокалиберной винтовки на 50 м по мишени №4 и провести конкурсную стрельбу стоя, пропуская новичков по одному. Тренер следит за их состоянием, фиксирует степень дрожания тела и оружия при имитации стрельбы (5 щелчков "вхолостую"), а затем и при стрельбе. Испытуемый, у которого заметны небольшие плавные движения оружия без значительного усиления тремора к моменту выстрела, обладает хорошими задатками к стрельбе (результаты стрельбы в данном случае учитываются, но не имеют решающего значения).

Предварительный отбор не означает, что нужно отказать в приеме в секцию лицам, не показавшим отличных показателей. Этот "отсев" сравнительно быстро произойдет естественным путем. Если же из числа "неустойчивых" кто-то будет упорно продолжать заниматься, то его недостатки через некоторое время компенсируются за счет хороших волевых задатков. Кроме того, очень важно учитывать и возрастные особенности новичков.

О последовательности обучения. Подготовка стрелка-винтовочника в традиционной последовательности (лежа, с колена, стоя) не обязательна. К начальной подготовке в стрельбе стоя можно приступать и без предварительного длительного обучения стрельбе лежа и с колена, и параллельно (одновременно), и в других вариантах последовательности. Школа известных тренеров "Трудовых резервов" И. Р. Иохельсона и Н. И. Хомутского, воспитавшая целую плеяду чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, была основана на использовании параллельной схемы обучения стрельбе из трех положений.

Наблюдения и исследования показывают следующие наиболее характерные особенности деятельности стрелка по этапам.
На первом этапе это:

- недостаточная точность ориентации тела и оружия относительно мишени;
- большие, нередко выходящие за пределы круга мишени, неуправляемые движения оружия (у новичка);
- плохая чувствительность в нажатии на спусковой крючок;
- недостаточно развитое чувство времени;
- недостаточная согласованность в изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка (у новичка);
- сильное нервно-мышечное напряжение и скованность в действиях, еще более усугубляющее их несогласованность как на тренировке, так и на соревнованиях.

При формировании навыков необходимо учитывать перечисленные сложные специфические особенности в действиях стрелка, на этапе начальной подготовки следует принимать во внимание основные закономерности обучения:

а) расчленение приема (сложного действия) на части (элементарные действия) и обучение выполнению каждого элемента в отдельности;
б) последовательное объединение в группы и слитное выполнение отдельных элементарных действий и их групп, а затем, после правильного (точного) их выполнения, - выполнение приема в целом;
в) автоматизация действий, которая формируется постепенно, путем многократных упражнений.

Специальную подготовку стрелка необходимо начинать с подготовительных упражнений без выстрела с целью формирования у него определенной точности отдельных простых действий, движений, из которых каждое имеет свое начало и конец. Затем, по мере тренировки, у спортсмена постепенно объединяются отдельные элементы в гибкую, пластичную систему согласованных действий на базе сенсомоторной координации. Например, только после освоения навыка достаточно устойчивого удерживания оружия в изготовке с прицеливанием сначала по экрану, затем по мишени можно переходить к последовательной отработке спуска и лишь после достижения определенной точности ощущения нажима - приступать к совмещению наводки и спуска. Невыполнение этих требований, как правило, ведет к несогласованности и снижению точности действий, а также к психологическим срывам.

Повышение соревновательной нагрузки может начинаться сразу после усвоения техники стрельбы. Основным критерием для оценки данного вида нагрузки являются результаты стрельбы. Следует учитывать также степень точности и согласованности выполнения технических действий. Если обнаруживаются какие-либо недостатки, то необходимо вновь вернуться к тому виду подготовки, который позволит целенаправленно преодолеть их, т. е. сделать как бы шаг назад, а затем снова обратиться к комплексному методу.

ОФП на первом этапе обучения должна предусматривать всестороннее развитие у стрелка двигательных качеств с некоторым уклоном в сторону развития ловкости и выносливости.

Очень важными как на первом этапе, так и на последующих являются профилактические и общеразвивающие мероприятия (разминка, снятие статической напряженности и утомления) типа "десятиминуток" ОФП перед стрелковой тренировкой и после нее. Вопросы психологической подготовки на данном этапе должны решаться постепенно в ходе технической и других видов подготовки. Например, у большинства начинающих стрелков при стрельбе стоя колебания оружия очень велики, мушка почти не останавливается. Понятно естественное стремление спортсмена остановить ее, но чем сильнее это желание, тем сильнее становятся колебания оружия (отрицательные идеомоторные реакции, излишняя закрепощенность, неуправляемость). Но стоит сказать стрелку: "Дай мушке ходить свободно", "Проследи за ее движениями", "Не старайся немедленно остановить винтовку..." и т. п., как нередко мы замечаем появление устойчивости. Требовать от новичка прямо, чтобы он заставил винтовку остановиться - бессмысленно. Косвенный же путь оказывается более эффективным, потому что тренер подействовал на стрелка идеомоторно - положительно и что, пожалуй, самое главное - перспективно. Но спортсмен на начальном этапе подготовки, как правило, сознательно этого не оценивает, а относит происшедшее к случайному, удачному совпадению. Тут и следует тренеру дать понять стрелку, что явление это закономерное, если четко себе представлять, что и как нужно делать. На первых порах этого может быть достаточно.

Следует отметить, что на первом этапе подготовки психика особенно молодого стрелка до 17-18 лет отличается неустойчивостью, особой ранимостью, склонностью к значительным эмоциональным напряжениям. Поэтому следует осмотрительно решать вопрос об участии того или иного спортсмена в соревнованиях. Полезными могут быть различные предварительные способы адаптации стрелка, например стрельба вне конкурса, на личное первенство или работа в качестве судьи. Преждевременность участия спортсмена в соревнованиях, масштаб которых значительно выше его квалификации, зачастую отбрасывает стрелка назад на столько, что немногие после этого восстанавливаются. Наибольшая "текучесть" спортсменов наблюдается именно в рамках данного этапа обучения. Особенно после ряда неудач в стрельбе стоя на тренировках или после крупных "завалов" на соревнованиях стрелки оставляют занятия в секции. Но это не означает, что на первом этапе подготовки соревнования не нужны, напротив - они необходимы, но с учетом ряда факторов; ранг соревнова
Категория: СТРЕЛЬБА | Добавил: shpionka (07.11.2010)
Просмотров: 10661 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: